Пользователь Рунета

Пользователь Рунета — социально-демографический портрет, интересы.

Количество пользователей Рунета растет с каждым годом.  Согласно статистике Фонда Общественного Мнения, ежегодный прирост пользователей составляет примерно 5%. Если в 2003 году эта цифра составляла не более 9 миллионов, то в начале 2014 года она приблизилась к 71 миллиону.

Исходя из гипотезы, что Рунет сохранит текущие темпы роста, можно предположить, что к 2030 году этот показатель превысит 140 миллионов — почти аналогично числу жителей России. пользователь рунета

Важно отметить, что абсолютным лидером по регионам является Москва.  Стоимость фиксированного доступа в Интернет здесь одна из самых низких в стране. Фиксированный интернет в Москве в 4 раза доступнее по сравнению с другими регионами, а мобильный — на 14 процентов доступнее.  Москва — локомотив всех Рунета, опережающий другие регионы по всем показателям за исключением сайтов деловой направленности.

Вторым очагом развития Интернета в России является Санкт-Петербург. В этом городе по-настоящему амый дешевый фиксированный доступ. Однако -по сравнению с Москвой — уровень проникновения Интернета растет очень слабо, причем как фиксированного, так и мобильного. При этом нужно отметить, что  по числу новых ресурсов и уровню репрезентации организаций в Интернете Санкт-Петербург даже опережает Москву.

Центральный федеральный округ (без учета Москвы) представляет большой интерес для интернет-бизнеса. Этот регион является основным генератором новых сайтов. Также он занимает третье место по присутствую в Интернете организаций. В этом регионе живет больше пользователей, чем в обеих столицах и, как считают эксперты, потенциал дальнейшего роста интернет-рынка там очень высок.

 Северо-западный федеральный округ (без учета Санкт-Петербурга) продемонстрировал бурный рост в 2013 году. По показателю «новые сайты на миллион пользователей» данный регион находится на четвертом месте, уступая только двум столицам и Центральному Федеральному округу.  По уровню активности пользователей мобильного Интернета округ также занимает высокие позиции – четвертое место после двух столиц и Урала.

Мощными темпами растет интернетизация Южного федерального округа – в 2013 году объем услуг фиксированного доступа в этом регионе вырос почти на 13 процентов.  Но в целом показатели развития Интернета в ЮФО намного ниже российских. 

Нельзя не отметить и Северо-Кавказский федеральный округ, в котором достаточно быстро растет уровень проникновения услуг фиксированного доступа в интернет, что связано с эффектом низкой базы. Следует добавить, что с учетом доходов населения, фиксированный доступ обходится местным пользователям в 4 раза дороже среднего по стране.  

Приволжский федеральный округ – один из самых крупных, в нем проживает больше 12,5 миллионов пользователей Интернета. Эксперты не исключают, что в ближайшие годы их количество увеличится еще на 1,5 миллиона человек.

Уральский федеральный округ по уровню интернетизации в каком-то смысле наиболее близок к среднероссийскому уровню. Услуги фиксированного доступа в регионе крайне развиты, уступая лишь ЦФО и двум столицам. Следует добавить, что в тарифы на мобильный интернет в регионе снизились на рекордные 80%, что привело к взрывному росту мобильного интернета в регионе.

Сибирский федеральный округ демонстрирует крайне высокие темпы роста аудитории Интернета – к примеру, в 2013 она увеличилась на 13,2%.  По уровню ценовой доступности интернет-услуг этот регион превышает многие другие регионы Российской Федерации.

Дальневосточный федеральный округ один из самых слаборазвитых регионов в контексте интернетизации, проигрывающий всем другим регионам кроме Северного Кавказа. Причина – высокая плата за фиксированный доступ, в результате которого рост аудитории фактически остановился еще 2 года назад. Это частично компенсируется развитием мобильного Интернета в крупных городах Дальнего Востока.

Что толкает людей на просторы глобальной паутины?

Российские психологи изучили мотивацию интернет-пользователей и выявили следующие возможные виды мотивации времяпрепровождения в Интернете:

  • Деловая
  • Познавательная
  • Коммуникативная
  • Рекреационная
  • Игровая
  • Аффилиативная
  • Мотивация сотрудничества
  • Мотивация самореализации
  • Мотивация самоутверждения

Мотивация интернет-пользователей создает дополнительные возможности для использования приемов убеждающей коммуникации. Необходимо четко осознавать мотивацию конкретной целевой группы и апеллировать к этим вопросам в своих мессаджах.

Помимо этого вопроса, необходимо четко понимать, на каких площадках будет размещаться материал. Кроме общефедеральных СМИ также существуют ресурсы, востребованные в каждом конкретном регионе. И политическую информацию регионального значения лучше всего размещать именно на них.

Динамика изменения социально-демографического портрета с 1996 г. по 2015 г.

Процесс российской интернетизации с самого начала развития глобальной сети в нашей стране логично обозначить тремя периодами (волнами интернетизации):

  • с 1996 г. по 2001 г. — годы распространения Персональных Компьютеров и единичного подключения пользователей и российских компаний к ресурсам всемирной паутины;
  • с 2001 г. по 2010 г. — период массового подключения новых российских пользователей к сети Интернет, активного распространения социальных медиа;
  • с 2010 г. по настоящее время — популяризация дополнительных устройств для облегченного доступа к мировому интернет-сообществу (смартфонов, планшетов и т.д.)

При этом необходимо отметить, что гендерные, возрастные, социальные, статусные, образовательные и иные характеристики российских интернет-пользователей существенно отличались, были различны и предпочтения и запросы аудитории, менялось функциональное значение для жизнедеятельности  сообщества всех Интернет-ресурсов.

До 1998 г. специальных мониторинговых исследований аудитории рунета не проводилось, однако к 1998 году агентство Комкон2 обнародовало результаты своей работы с российским индексом целевых групп:

Общая численность выборки — 35000 чел.

Регулярная аудитория — более 1 млн. чел; 33% от этой цифры составляют москвичи (5% от взрослого населения), 12% — жители С.-Петербурга, 12% — Урала, 10% — Поволжья, 8% — Западной Сибири;

Возрастная градация:  16-19 лет — 15,7; 20-24 — 21,1%; 25-34 — 28,8%; 35-44 — 20,2%; 45-54 — 11,7%;

Образование: 68% — высшее, 28,5% — среднее, 3,2% — неполное среднее;

К концу 2009 года, то есть второго из обозначенных выше периодов, ситуация значительно изменилась: раз в неделю Интернетом в России пользовалось 41% населения старше 12 лет, раз в месяц— 47%. Это составляло 24,6 и 28,5 млн. человек соответственно.

В Москве недельная аудитория составляла 5,2млн. человек (55%населения), месячная— 5,7 млн. (60%). В Санкт-Петербурге хотя бы один раз в месяц Интернетом пользовались 56% жителей Санкт-Петербурга (2,3 млн. человек). Еженедельно отмечали выход в сеть 51% жителей (2,1млн. Чел).

Среднестатистические данные об образовании интернет-пользователей составляли следующие проценты: высшее — 57, 1 %, среднее и среднее специальное — порядка 30 %, неполное — 12, 9 %.

Качественный анализ интересов и потребностей пользователей сети претерпел не менее значительные изменения по своей сути. От единичного использования ресурсов электронной почты и использования Интернета лишь как дополнительного средства общения —  до превращения глобальной сети в основной источник коммуникаций, инструмента построения бизнеса, развития имиджа и репутации, манипулирования массовым поведением, и конечно, онлайн-покупок и консультаций в любой сфере жизнедеятельности. Становление информационного общества ведет к модификации мировоззрения, информационной культуры, идентичности личности 21 века.

К началу 2015 года по результатам исследования современного российского сегмента сети Интернет можно говорить о наличии субкультуры сетевого сообщества, основными ценностями и нормами которой являются:

  • уважение свободы слова и плюрализма мнений;
  • наличие устойчивого собственного мнения, сформированного на базе информации из множества разнообразных источников;
  • высокая скорость массовых коммуникаций;
  • рациональность;
  • независимость;
  • оптимизм.

Характеристика портрета среднестатистического интернет-пользователя такова:

  • Возраст — это молодые люди до 37 лет (причем большая часть из них — это 18-24-летние респонденты, преимущественно мужчины)
  • Уровень дохода — средний;
  • Социальное положение — студенты, квалифицированные специалисты или руководители (среди женщин руководителей меньше, чем среди мужчин).

   Наименьшую долю в Интернет-аудитории составляют респонденты от 45 лет и старше — 15%. И целом Интернетом пользуются лишь 8% россиян старше 45 лет. Хотя необходимо заметить, что за последние 5 лет ( с 2010 г.) эта цифра выросла с 2,1 %  (на 5,9 %).

Актуальную информацию относительно российской интернет-аудитории к началу 2015 г. можно скачать  в приложении 1 ( по данным TNS*).

Таким образом, прогноз относительно дальнейшего увеличения качественных и количественных изменений среди интернет-сообщества в России очевиден, и несмотря на имеющийся недостаток научных и научно-популярных исследований в этой сфере, резонно обратить пристальное внимание на увеличивающийся функционал Интернет-ресурсов, их необходимость и значимость для граждан нашего государства.